Михаил В. Гольд.
Перед отпуском.
Новая водка. Народ назвал «Андроповкой». И полюбил Юрия Владимировича ещё больше. Со страшной силой. Ре-шил, что в свободной продаже ожидается мясо и колбаса.
Как это у Мельникова по мотивам Вампилова? «Отпуск в сентябре». Не про нас. Широким массам советского народа душевные метания — ну их на фиг! Печорина заклеймила ещё в очень средней школе советская педагогика позором и нехорошими словами. С ноля часов завтра — я в отпуске. В сентябре. Помощника уже забрали. Из графика кишнули. Конечно, могут вызвать на резерв или нарисуется какой-ни-будь бесхозный, как уличный кот с помойки. В одно лицо я не обкатан. Подумаешь! Мы немцев пережили, мы и это переживём.
Сплю сладко, нежно обнимаю подушку. Больше некого. У жены сегодня шесть часов, педсовет, дома хоть шаром по-кати и ребёнок совсем от рук отбился. Правда, голова не болит. Это радует. Я — сексуальный маньяк и могу идти куда хочу со своими претензиями. Даже к б....м, но только не к лучшей подруге Татьяне. Танька, хоть и есть это са-мое б...ь, но своя, и не умет половины того, что в нашем арсенале. Терять квалификацию жена себе не позволит.
В пять часов сознание протаранил телефонный звонок.
- Ямпольски-ий!-заныла трубка голосом нарядчицы Нади Ведерниковой или Божьего Наказания. Абсолютное отсутс-твие мыслительного аппарата. Где она была, когда Бог моз-ги раздавал? Со всем остальным тоже хреново и ноги кри-вые.
- На шесть утра явка под хозработы.
- По узлу?
Не знает. Ну и хрен по ней! Если опять что-нибудь натворила, дёргать меня можно только через двенадцать ча-сов при большом желании насрать в душу. Пожалуйста. Я не злопамятный. Записываю. Земля круглая, Жизнь длинная, как рельс. В самый неподходящий момент загляну в божес-кую книжицу. Я — сволочь необъятная.
- Деньги есть?-не открывая глаз, спрашивает жена.
- Угу.
- Когда вернёшься?
- По идее после восемнадцати. А там, как карта ляжет.
- За тобой выехали?
- Сам на нашей.
- Целую.
- Взаимно.
Всё, спим дальше.
Дежурный по депо — великий пофигист Николаевский. У него всё ясно и понятно. Дай сигарету и слушай. Работы на разъезде «Тридцатый километр». Мне дают любимый 1536 и помощника Шульмана.
- Этот откуда?
- Николаевский пожимает плечами.
- Из-под кого?
- Вася Тресковая Печень.
- Сам где?
- Тёщу хоронит.
Всё-таки добился своего. Молодец. А кому сейчас легко? Медкомиссия, магазин, подпись дежурного по депо, печать в маршруте. Помощника машиниста не наблюдаю. Прини-маю машину. Вставил ленту, писцы. Можно запускаться и выезжать. Ау!!! Где мы?
По направлению к канаве движется грузинская кепка-аэро-дром. Сама. Из-под неё только ботинки. Начинается возня у локомотива. Выглядываю в окно. Принимается экипаж. Смотрю на время. Пять минут ещё есть. Пусть играется. Наконец дверь кабины открывается. Образцово показатель-ная внешность. Мелкорослый, худой до состояния гастроно-мовской курицы, кучерявый брюнет в усах. Нос — бакла-жан. Размером, формой, цветом. В глазах вся скорбь иудей-ского народа, топающего за Моисеем. Кепка держится на ушах и носу. Где-то мой ровесник. По-моему, шлепер.
- И здрассе.- вздыхает он.
- И вам не хворать. Топливо, воду, масло, пожалуйста.
- Уже.- опять вздох.
Выдаёт в тоннаже. Намерял килограммов на двести боль-ше, чем я.
- Как вас зовут?
- Борис.
- Переодеваться будете?
- Уже.
- Почему вы всё время вздыхаете?
- А шо делать?
Тоже правильно. Ладно, поехали. Под кепкой у нас соли-дная танцверанда блестит. В работе разбирается. Уже плюс. Доедем.
На станции ждёт эшелон. Пассажирская дрезина, платфор-ма с десятком рельсов, матриса с маленьким краном. И на-чальник ПЧ с коллективом. Кроме этих неприятностей ещё ограничение по скорости — пятьдесят километров. С ума усраться от счастья! Ехать мне не переехать. Тащиться так двести двадцать километров.
В кабине гость — старший мастер путейцев. Мне доверяе-тся страшная тайна. Таки у нас случилось. Скажите такое счастье. У начальника ПЧ юбилей. Неважно какой. Главное — можно. Эти работы нам и на хрен не сдались. Едем за-купаться в колхоз «Россия». Пока будем закупаться, прове-рят рельсовый стратегический запас на случай войны, что у станции. Десяток рельсов в штабеле. Высказываю сомне-ния, что с такой скоростью мы уложимся в двенадцать ра-бочих часов. Меня успокоили и даже предложили войти в дело на десятку. Я вошёл на две. Национальная черта.
О колхозе «Россия» и его председателе по городам и ве-сям ходят легенды. То ли Абрам Борисович или Борис Аб-рамович. Положил большой и толстый на партию, которая рулит. То есть даже обком не вмешивается. О райкоме и говорить нечего. Стучатся в дверь и скребутся подошвами о коврик. Западное агропроизводство, со всеми вытекаю-щими. Может быть. На территории его искоренили пьянст-во. Бреехня!
На тридцатом километре густая тишина. Только каждые четверть часа летят туда, сюда поезда. Локомотивы свистят турбонадувом, как реактивные истребители. Загнали на ве-тку у какого-то странного строения. То ли малюсенькая кошара или большой курятник.
- Борис, размяться не желаете?
- Я цикл сделаю.
Киваю. Чтобы помощник сам вызвался убирать тепловоз? По нынешним временам роскошь.
- Только затяните ручник.
Я любопытен, как шкодливый кот. Дверь в воротах отк-рыта. Засунул туда нос. Малярные краски в баночках и кру-жках, бочках и канистрах. Начатые и готовые плакаты, па-но. Очень монументальный Ленин в пальто. Призывающие, предупреждающие, мобилизующие. Лозунги. У нас в депо тоже есть свой рембрант. В постоянном творческом поиске, где взять. На плакате умудрился изобразить женщину с дву-мя левыми руками. Если это руки. Родина-мать. Или мать её! Вообще-то специалист по телевизорам. Но пьющий. По-этому талант. Пошёл в художники.
Здесь чувствуется что-то другое. Я не специалист, но... Что-то даже в этой агитации есть. Станок для резки пено-пласта. Ещё дверь. Постучал.
- Входите!
Вошёл. Я не бывал в мансардах Монматра и мастерских московских знаменитостей. Монстров советского искусства. Наверное, так оно должно выглядеть. Настроение — весна. Всё красиво. Пейзажи, портреты. И пахнет вкусно. Мольбе-рт сложной конструкции. Механическая система на колёси-ках. Треноги, этюдник. Картины, картины, картины. Написа-ны широко, красиво, мощно. Кажется — подошёл художник и парой мазков создал прекрасный мир. С холстов выплёс-кивается какой-то заряд положительных эмоций, счастья. Хозяин среди всего кажется маленьким, но очень на своём месте. И улыбка хорошая, открытая.
Я замялся, охренев, переступая на месте с ноги на ногу.
- Заходите.
- Да вроде уже... Здравствуйте.
- Здравствуйте. Вы кто?
Начинаю длинно и ненужно объяснять про хозработы и что я такое...
- Хотите посмотреть?
- Да... в общем-то... очень!
- Проходите, не стесняйтесь. Я обедаю. Присоединяйтесь. Всё своё.
- Спасибо. Я не голоден. Вы профессионал?
Глупый вопрос. Профессионал. Ещё какой! Настоящий!
- Красиво. У нас в депо тоже есть художник. Только рисовать не умеет.
- Художник — не профессия.
- А что?
- Образ жизни. Судьба. Я и однокурсница окончили орло-вское училище с отличием. Из Москвы приезжал очень из-вестный художник. В званиях, наградах, должностях. Долго смотрел наши работы. Приглашал поступать в институт. Обещал всяческую поддержку.
- И вы не поехали?!-ахнул я.
- Собирался. В это время в училище зашёл Абрам Бори-сович.
- Простите, кто?
- Наш председатель. Предложил место художника-реклами-ста в колхозе «Россия». Двести рублей оклад, дом со всеми удобствами, всё прочее положенное члену колхоза-миллионе-ра. юг, море.
- И вы поехали?
- Поехал. Жена беременна.
- А Москва, институт?
- Однокурсница туда не поступила.
- Та самая? Не была готова?
- Была.
- А тот художник, что звал? Почему не помог?
Он опять улыбнулся. Манерой общаться напоминает батю-шку какой-нибудь сельской церквушки, затерянной на прос-торах России. Спокойно, мягко, обстоятельно.
- То было в Орле. В Москве — совсем другое. Провинциа-лка, прорвавшаяся в простенькое, молодое художественное училище, может в столице соперничать с дочерьми Юлиана Семёнова — отца Штирлица и Юрия Бондарева, написавше-го «Горячий снег», «Батальоны просят огня», сценарий «Ос-вобождения»? Пусть она во сто раз способней их. Тот мэтр про нас давно забыл. Ну сказал и сказал. Мало ли чего им приходится говорить.
- Как же так?!
- Знаете анекдот про сына генерала?
- Который не будет маршалом из-за ребёнка маршала? Старый анекдот.
- Но жизненный. Не находите?-спросил очень спокойно художник.
- Тогда всё напрасно. Кто такую красоту увидит?
- Готовлю выставку в нашем ДК. Потом мы открываем фирменный универсам в Москве На Красной Пресне. Там будет дегустационный зал. Выставка переедет туда на от-крытие. И, наверное, останется на постоянной основе.
- Среди колбас и сыров? Не обидно?- почему-то сейчас понял безвыходность ситуации, в которую попал этот несом-ненно талантливый человек. Просто представил себе, как мимо дегустационного зала будет пробегать снобствующее, всё на понтах столичное население. Безразлично окидывая взглядом зал. Ничего новенького не выбросили? А-а... кар-тинки... Стало как-то не по себе. Даже обидно.
- Я знаю, что я что-то знаю. Этого достаточно. Надо жи-ть в гармонии с собой.
Очень хотелось поговорить с человеком, что-то знающим про гармонию. Осторожный стук в дверь.
- Я очень извиняюсь.
- Зовут, Борис?
- Вас хотят на рации.
Вот и всё. Я пишу вам с вокзала.
Домой попадаю около восьми вечера с мешком деликатес-ных мясокопчёностей. Даже не подозревал, что на двадцать рублей можно так отовариться дефицитом. Жена выглядыва-ет из кухни с длинным кухонным ножом наизготовку.
- В отпуске?
- С ноля часов. Уже расписался.
- Я пальто купила. Ничего? Химоза продала. Муж привёз итальянское, а на её русскую задницу не налазит. Лайка. У тебя шестого зарплата.- будто у нас денег нет. Для этого не живу дома. Мотаюсь в поездах.
- В полторашку уложилась? Считай подарком к новому учебному году.
- Я потом померю.
- Куда я денусь.
Дверь в гостиную закрыта. Ребёнок лежит на паласе в полной боевой готовности. На кудряшках надета кастрюлька в руках немецкий пулемёт, купленный прошлым отпуском в московском Детском Мире. Ну, захотела она его. Позиция выбрана правильно. Пятки прижаты к земле смотрят друг на друга. Сошки утоплены в паласе. У немецкой игрушки страшный треск настоящего пулемёта.
- Мой папаська! - издаёт победный клич ребёнок и момен-тально оказывается у меня на руках.
В комнату заходит жена. В новом пальто. Раньше считал, что попензон моей благоверной самое то. Оказывается есть больше. Извращение.
- Она наказана. Я хотела поставить её в угол.
- Очень педагогично.
- Ты знаешь за что?
- Даже, если не хочу знать, скажешь.
- Она ругается матом.
- Мы не живём в безвоздушном пространстве. Надо объя-снять, а не наказывать.
Испортил всё ребёнок.
- Ты убитая!- победно закричала дочь, чувствуя себя на моих руках в безопасности.
- Я те сейчас дам убитую!
Пришлось вмешаться и узнать, что очень хорошо. Теперь пятьдесят календарных дней только я буду заниматься ребё-нком и никаких бильярдов, рыбалок, гаражей. Потом выслу-шал отчёт о педагогической светской жизни. Кто во-от на такую задницу натянул вот такусенькую мини юбку. Кто намазалась, как Дуня с трудоднями, зелёными тенями. А у кого во-от такенные сиськи. Жуть! Заодно оценил пальто.
- Мне сегодня человек сказал, что надо жить в согласии с собой.
- Он в согласии?
- Судя по тому, что я видел — да.
- И ты живи.
- Как?
- Регулярно.- вздыхает завуч средней школы № 28 - Чай допил? Помой посуду. Я без ног.
Большой Тель-Авив. Октябрь 2017 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий