суббота, 31 декабря 2022 г.

 



                                                                                                                                                                              Михаил В. Гольд.


                                                                                                                                                                                   Моим внукам.

                                             НОРД.

     Случилось сие в ископаемые времена, когда моря бороздили настоящие капитаны и штур-мана.

    Как уверяют морские волки и прочее знающее население, коты на судах не живут. Причины   называются разные. Одни, написавшие диссертации, утверждают, что у них принципиальная несовместимость с дизелями. Другие, не умеющие писать, говорят о разногласиях с магнитным полем. Одним словом НЕТ!            

    Как этот маленький комок с остреньким ещё хвостиком покровительственного городского  окраса оказался на судне Пасейдон не ведает. Забраться по швартову, преодолев крысозащитник, не мог по размерам и возрасту. Скорее всего протырился по парадному трапу мимо ловившего гаву вахтенного матроса. Или вахтенный соучастник преступления. Третьего не дано. Не святым же духом надуло, как хорошей еврейской девушке беременность без жениха и мужа.  Спокойно сидел у закрытой двери камбуза. Обнаружен всё тем же камбузом, который в полном составе шёл готовить завтрак экипажу.  

    Здесь надо сделать лирическое отступление. В экипаже можно вырастить и воспитать любого нужного и важного специалиста. Старпома, стармеха, боцмана, старшего рулевого, но кока — никогда. Во всех пароходствах СССР коки в большом дефиците. Заполучить на судно хорошего кока, пусть пиратскими методами, могущего кормить сытно и вкусно экипаж при рубль пятьдесят на человека в день, большая удача капитана и чифа.            

    На судне такой кок. Точнее кокша. Тут же взяла шефство над котёнком. Был накормлен и отнесён в каюту спать. К моменту обнаружения старпомом котёнок знал своё имя — Норд. Но из-за возраста и размеров спокойно откликался на Нордика. Прекрасно выполняет команду — Чиф! По ней кидается в рундук и там тихарится.                                                                          Однако, чиф на то глава палубной команды, хозяин палубы чтобы знать и видеть всё. Или стукачи подсказали. Ситуация сложилась щекотливая. Кокша доплавывала несколько лет до льготной пенсии и собиралась списываться. По этому поводу старпом считал дни до запланированного инфаркта. Мало того, не дожидаясь реакции на Нордика, кокша твёрдо заявила, шо если шо она спишется с котёнком на «Северодонецк», куда её зовут давно и предлагают просто царские условия. То есть запланированный инфаркт может случиться значительно раньше. В глубине души старпом рассчитывает за эти несколько лет стать капитаном, получить судно  вместе со старпомом и жучить последнего. В общем, как писали классики — судьба играет на старпоме, а старпом не играет ни на шо. Нордик бдительно обнаружился в Индийском океане. Идём на Японию. Старпом доложил капитану сложившуюся обстановку.                       Капитаны сухи и суровы. Не только потому, что стаж их морской карьеры больше, чем их собственная жизнь. На плечах тысячи тонн груза и жизнь десятков членов экипажа. У этих членов, у каждого, свой характер и предел возможностей, а рейс обычно четыре, четыре с половиной месяца. Капитан всегда мы-слит реальными категориями, думает быстро, оценивает любую ситуацию правильно. Понял, что никаких царских условий кок-ше никто не предлагал, хотя бы потому, что «Северодонецк» однотипный «славянин». Но списаться она вполне. Где брать кока?                                          

    - Пусть будет.                                                                                        - Кокша?                                                                                                - Кот.                                                                           С этого момента началась официальная жизнь и морская карь-ера кота.

    Надо отметить в характере кота некоторые аномальные чер-ты. Любит воду. Каждое утро ждёт, когда рабочая бригада начнёт скатывать и лопатить палубу. Лезет под струю из шланга. Когда вода уходит по ватервейсам в шпигаты играется с ней. В душ ходит каждый день и только с буфетчицей. В этом экипаж солидарен с котом. Буфетчица значительно моложе кокши и с хорошей фигурой. Многие члены экипажа считают за счастье поменяться местами с котом. Обычно это желание крепнет к концу рейса. 

    Как-то незаметно кончились крысы. Для начала кот решил подкормить капитана. Приволок трофей к дверям капитанской каюты. Сам уселся рядом. В 10.00 мастер вышел, чтобы подняться на мостик. Увидел подарок и сидящего рядом охотника. Присел на корточки, погладил по головке кота.                  - Молодец! Больше не носи сюда крыс. Выбрасывай за борт.        Хотел с мостика вызвать дневальную, чтобы та убрала крысу, но!.. Кот неожиданно взял крысу, вальяжно пошёл к трапу. Капитан за ним. Стало интересно. Норд спустился на шлюпочную палубу, вышел из надстройки, подошёл к борту и плюнул крысой за борт. Старый моряк поражён. Его не всегда понимают старшие офицеры судна. А тут кот выполнил всё точно. С тех пор Норд признан судовым интеллектуалом.

    Несомненно Норд штурман. Присутствует на мостике при всех швартовках, снятиях, проходах узкостей. Особенно уважает Босфор и Гибралтар. Суэц -- так себе.  Есть у него собственное место. С левого борта на лоцманском столике у иллюминатора. В особо сложных навигационных случаях начинает бить хвостом. То есть — нервничать, но молча. Вахту тащит в бригаде второго штурмана. В два ночи «собака» получает бутерброд с сосиской и чай. Питается Норд в буфетной. Там на палубе стоит на салфетке его прибор. Съедает полностью рацион. Борщ и отварной рис в том числе. Ждёт, когда буфетчица салфеткой оботрёт ему мордуленцию. Потом вылизывается.                                        

    Норд — моряк старой школы, прежней закалки. Машинную команду игнорирует, на стармеха презрительно фыркает.

    Как только вооружается парадный трап, в любом порту мира, кот сходит на берег. При этом часов у него нет, спросить время не может. Но ровно за час перед авралом Норд сидит под дверью каюты чифа, предъявляясь по случаю возвращения на борт. После переходит к каюте капитана, с которым поднимается на мостик. Как-то в Квебеке или Генуе к трапу подошла местная шалава с двумя подросшими котятами. Один — копия Норда. Уселись у нижней балясины трапа в ожидании. Мы не выдали Норда. Какой моряк сдаст брата моряка? Тем более Норд, по обыкновению сошёл на берег. Время катило к отходу и Норд появился точно.   Шалава напряглась и злобно завыла. Норд пролетел мимо. На бегу треснул её по морде, угрожающе мявкнул.

    Судно стало в завод на ремонт. Естественно, Норд сошёл на берег ещё в Ильичёвске, где мы сдавали груз. И пропал. Не появился на ходовые испытания.Экипаж решил, что Норд списался на берег. Надоела ему кораблядская жизнь, завязал с морем на Двойной Штык.

     Уходим из одесского завода в балласте на Новороссийск под груз. Границу не закрывают.  Переход каботажный. Со многими членами экипажа идут семьи. У кого есть. О коте, честно сказать, как-то и не вспоминали. После ремонта забот — выше клотика. Да и прошло шесть с половиной месяцев.                             За час до снятия в море под дверью каюты старпома сидел ободранный, грязный, худой до безобразия Норд.

Большой Тель-Авив.

2020-2022.

Комментариев нет: